Фрагмент для ознакомления
2
Еще недавно в 1960-1970-х гг. существовало мнение, что женщина не может эффективно руководить государством, организацией, группой. Но к концу XX века коренным образом изменилось отношение к данному феномену. Это можно проследить на примере изменения системы продвижения по службе в организациях.
Из-за быстроизменяющихся условий внешней и внутренней среды значительно возрос интерес руководства компаний к феномену лидерства. В прошлом многие предприятия находились в более-менее стабильной среде и было достаточным наличие формального лидера, т.е. руководителя.
В современном постиндустриальном обществе вопрос гендерного равенства является особенно актуальным. Постоянно проводится анализ количественного соотношения мужчин и женщин на руководящих должностях, уровня заработных плат и других показателей гендерного равноправия в экономической сфере. В государственных структурах, крупных компаниях меняются схемы развития карьеры и представления о наборах качеств, которыми должны обладать руководители. Постоянно вносятся коррективы в определении наиболее эффективной модели менеджмента.
В процессе изменения бизнеса в реалиях настоящего времени, активно стал развиваться интерес компаний к лидерству. Несколько десятилетий назад, когда среда бизнеса была относительно стабильной, преобладали высокие организационные структуры, компания могла обходиться одним единственным лидером, который располагался на вершине иерархической пирамиды . От лидера зависели наиболее важные решения. На сегодняшний момент по причине ускорения изменений все организационные решения не могут приниматься только на верхних уровнях управления. Следовательно, возникает потребность в лидерах практически на всех уровнях управления.
Указанная потребность приводит к необходимости подготовки лидеров, развития лидерского потенциала личности.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей мужского и женского лидерства.
Задачи:
- описать сущность лидерства, гендерное лидерство;
- рассмотреть трансформацию представлений о лидерстве женщины в обществе;
- изучить гендерный аспект лидерства у студентов;
- изучить современные исследования гендерного лидерства.
Объект исследования – лидерство. Предмет исследования – особенности мужского и женского лидерства.
Глава 1 Теоретические основы мужского и женского лидерства
1.1 Сущность лидерства. Гендерное лидерство
В современном обществе происходит переоценка культурных норм, устоявшихся мнений и стереотипов в связи с цифровизацией и глобализацией. Пересмотру подвергаются функции женщины в обществе. В частности, в настоящее время происходит трансформация гендерных стереотипов о женщине как лидере.
В ряде научных статей указываются сильные и слабые стороны женщины-лидера, в сравнение с мужчиной-лидером, что представляется в виде определенных стереотипов о поведении женщин-руководителей. Именно поэтому необходимо рассмотреть какие стереотипы относительно женского лидерства существуют в обществе, и насколько они актуальны для современных реалий.
Гендерные стереотипы – это социально определяемые категории «маскулинности» и «феминности», они зависят от биологического пола и находят свое отражение в социально одобряемом поведении, различиями в статусных позициях мужчин и женщин .
Через различные институты (язык, СМИ, Церковь, школа, вуз и т. п.) обществом транслируются доминирующие в данной культуре гендерные нормы. Существуют нормы мужского и женского поведения – нормы маскулинности и феминности соответственно.
Маскулинность – это набор психологических и поведенческих характеристик, касающиеся поведения мужчин в определенной культуре и в определенный исторический этап.
Феминность – это набор психологических и поведенческих характеристик, касающиеся поведения женщин в определенной культуре и в определенный исторический этап.
В каждом типе общества существуют определенные представления о том, как должен вести себя тот или иной индивид в соответствии с его гендером.
И. Н. Логвинов отмечает, что понятие «лидерство» – это сложное и многоплановое явление, которое определяется как феномен воздействия или влияния конкретной личности на такие социально-психологические явления, как мнения, поведение, отношения или оценки группы в целом или отдельных ее членов . Похожую позицию высказывает и А. Л. Журавлев.
А. Л. Свенцицкий дает следующее определение лидерству, как успешное воздействие одного человека на других членов группы для достижения поставленной цели перед этой группой.
И.В. Дрыгина считает, что лидерский потенциал - это качественная характеристика личности, отражающая совокупность внутренних потребностей, возможностей, ценностного отношения, средств, способствующих достижению такого уровня интеграции компетентности, ответственности, активности и коммуникативности, который обеспечивает ее ведущее влияние на членов группы при совместном решении задач в различных областях жизнедеятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бовуар С. Де Второй пол. Т. 1: Факты и мифы / пер. с фр.; И. Малаховой, Е. Орловой. СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2021. 448 с.
2) Бушуева Н. В., Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства // Власть. — 2010. — N 5. — С. 27-29
3) Вержибок Г. В. Гендерные различия активности и лидерства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2009. No 1. С. 20–27.
4) Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003
5) Журин С. А. Гендерный аспект в определении стиля лидерства: на примере учебных групп университета//СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНИНГ И КОУЧИНГ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В БИЗНЕСЕ И ОБРАЗОВАНИИ. Материалы по итогам VI Международной научно-практической конференции. Саранск, 2021. С. 11-15
6) Идигова Л.М., Висаитова Х.А., Тукаев Ю.И. Гендерные особенности лидерского поведения//ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА, ПОСВЯЩЕННАЯ ГОДУ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ. Материалы докладов и выступлений участников ежегодной итоговой научно-практической конференции. Грозный, 2021. С. 300-305
7) Ионов И.Н. Женщины и власть в России: история и перспективы // Общественные науки и современность. – 2000. – No 4. – С. 75-87.
8) Клецина И. С., Иоффе Е. В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. М. : Проспект, 2021. 144 с.
9) Кузьминова О. А. Политическое лидерство женщин в Российской истории XVIII века как социально-психологическое явление//ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ ПО ПРОБЛЕМАМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Сборник материалов областного профильного семинара. Елец, 2021. С. 68-70
10) Логвинов И. Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. No 97. С. 1–15.
11) Логинова М. П. Трансформация гендерных стереотипов о женском лидерстве//ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Материалы ХХI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Иркутск, 2022. С. 517-521
12) Пичугин, В.Г. Психология влияния в управлении персоналом: Учебное пособие / В.Г. Пичугин – М.: Прометей. – 2020. – 144 с.
13) Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Психологические особенности профессионального самоопределения и ценностные ориентации молодежи на этапе профессионального обучения в высшей школе. Успехи современной науки. 2017. Т. 5. No 4. С. 191-198
14) Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в XVIII – начале ХХ. – М., 2012. – 343 с.
15) Хорни К. Женская психология. СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. 224 с.